Бенвенуто Челлини не был собирателем монет и их ценителем. Мы помещаем здесь небольшой рассказ о мастере как о флорентийском чеканщике монет 16 века.

Творческая карьера Бенвенуто Челлини началась в 1523 в Риме при дворе папы Климента VII, высоко ценившего музыкальное дарование своего молодого земляка и его талант ювелира. В 1529 г. Папа назначил его начальником монетного двора. Из работ, выполненных Челлини в
период 1529 — 1534 г., сохранилось несколько экземпляров монеты с изображением Климента VII. Это первая дошедшая до нас работа Челлини уже отмечена печатью его таланта: профильный портрет папы безукоризненно вписан в поле монеты, а обобщенность силуэта в этом произведении искусства сочетается с тонкой проработкой деталей.

В 1508 году флорентийский художник Браманте изобрёл для чеканки медалей винтовой пресс. Более, чем через 20 лет Челлини впервые применил это изобретение для производства мелких монет.

Известный итальянский золотых дел мастер, писатель и скульптор Бенвенуто Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Он был вторым ребенком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.
Несмотря на желание отца, который хотел, чтобы сын стал музыкантом, Бенвенуто в 1513 нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла.

Жизнь его полна интриг, драк, приключений, не участвуя в которых, мастер Бенвенуто, наверное, совершенно бы обанкротился, ибо великие мира сего, включая самого Папу и правителей Флоренции, очень любили заказывать ему различные скульптуры и украшения, но не слишком спешили расплачиваться за них. Горячий нрав мастера Челлини, его разносторонняя деятельность и полная перемен и приключений жизнь отражают дух эпохи Возрождения, в которую он жил и творил. После скитаний по Италии он осел в 1524 в Риме, где сблизился с верхушкой Ватикана. В 1527 участвовал в обороне Рима от имперских войск. После поражения римлян мастер покинул город. В 1529 году вернулся в Рим и, как мы уже говорили, получил должность начальника папского монетного двора, которую занимал до 1534 года. К сожалению, из его чеканных вещей до нас не дошло почти ничего, кроме знаменитой золотой солонки с Нептуном и Амфитритою, выполненной по заказу Франциска I. Об остальных его чеканных изделиях мы знаем только по его собственным и чужим описаниям. Они обильно украшались драгоценными каменьями, представляли поэтому большую материальную ценность и гибли гораздо легче. Бенвенуто считался королем ювелиров и чеканщиков своего времени. Плон, большой поклонник Бенвенуто, разделяет эту точку зрения. Новейшая критика строже. Супино, например, говорит: «Если подумать, что, когда он явился во Флоренцию, он целиком отдался скульптуре; если вспомнить об огромном количестве флорентийских, ломбардских, венецианских и иностранных ювелиров, которые там работали; если иметь в виду, что декоративные формы, которые мода начинала требовать, только отчасти были усвоены Челлини, ибо, подчиняясь моде, он всегда предпочитал манеру античную, можно, мне кажется, заметить, что его искусство не имело того влияния, которое хотят ему приписать, ни того характера, который, по мнению некоторых писателей, был его лучшим правом на славу». Правда, отзыв Супино касается только флорентийского периода. В римский и парижский периоды Бенвенуто работал лучше, но и тогда у него были соперники.

До нас дошло также несколько медалей, несомненно, принадлежащих Бенвенуто. В их числе чудесная медаль Пьетро Бембо с Пегасом на обороте, медаль Франциска I, медаль и несколько монет Климента VII.

Вообще, говоря о Бенвенуто, как о чеканщике, резчике и ювелире, хочется в противовес чересчур строгим современным оценкам подчеркнуть огромный охват его творчества в этой области. Крупные вещи, мелкие драгоценности, эмаль, монеты, медали, печати, камеи — во всех этих областях Бенвенуто пробовал силы и ни в одной не остался вульгарным, только грамотным ремесленником. Об этом мы должны помнить, даже соглашаясь, что Карадоссо и Леони кое в чем его превзошли. А ведь кроме всего этого Челлини еще и скульптор. Существует также легенда о том, что Бенвенуто Челлини создал и подарил фаворитке французских королей Диане де Пуатье волшебное зеркало вечной молодости. Относиться к этой легенде можно по-разному, хотя, насколько мне известно, в автобиографии художник ни словом не обмолвился об этом произведении.


Все ювелирные произведения эпохи, когда Челлини работал на монетном дворе, (за исключением нескольких медалей) не сохранились — они были позднее переплавлены. Несколько раз мастер попадал в тюремное заключение, часто его спутницей была зависть коллег по цеху.

С 1540 Челлини жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, где завершил работу над единственным дошедшим до нас ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению — большой солонкой Франциска I (1540-43).

Во Франции мастер освоил технику бронзового литья, и с этой поры начал выполнять крупные скульптурные заказы. С 1545 по 1553 Челлини находился на службе у герцога Козимо I Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны. Здесь он исполнил и ряд других скульптур, реставрировал античные произведения.

Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие». Под домашним арестом мастер начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.
Скульптор скончался 13 февраля 1571 года в родной Флоренции. Был похоронен с большими почестями в Церкви Благовещения.

Благодаря участию в изготовлении монет великих художников, средневековые монеты становятся не только средствами платежа или обмена, но и уникальными высокохудожественными произведениями.Большая заслуга в этом принадлежит и мастеру эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини.

Внимание! 5 убойных уроков для настоящих нумизматов!

Вы не знаете, где и как выгодно приобрести интересующую вас монету?

У вас много повторов, которые вы хотели бы обменять или продать, но вы не знаете где и как это лучше сделать?

Мы готовы вам помочь!

Свежие комментарии