Патина и её разновидности

Патина — это также степень сохранности монеты или всякого другого металлического изделия. В самом широком смысле патиной называют любой цветной налет «под старину» на разных материалах, в том числе на дереве.
Патина – это плёнка или налёт на меди и её сплавах (латунь, бронза). Покраска металла и покрытие его лаком не будет являться патиной. Патина всегда образуется из самого металла в результате химических реакций.

Если говорить о разновидностях патины, то их очень много и классифицируются патины взависимости от различных факторов. Так, по способу возникновения патина может быть натуральной или естественной и искусственной (фальшивой), по способу хранения изделий — красивой (благородной) и дикой. Кроме того, патины различаются по цветам и оттенкам, т.е., взависимости от того, какие химические соединения воздействуют на металлы. В нашем небольшом обзоре упоминается также термин «Кабинетная патина».

Натуральная патина образуется в течение долгого времени под воздействием химических веществ, которые в небольших количествах присутствуют в атмосфере. Например, соединения, содержащие серу. Некоторые коллекционеры утверждают, что серебряные монеты вовсе не окисляются. Это не совсем так. Если монету хранить в стабильной среде, например в герметично закрытом футляре, то металл «вбирает» все доступные в этой среде соединения серы, и на этом образование патины, прекращается.

Естественная или натуральная патина образуется на поверхности памятников, а также небольших изделий (например, монет) под воздействием окружающей среды. И образование естественной патины — процесс длительный — он может длиться несколько веков. На всяких древних предметах искусства, сделанных из меди, бронзы, со временем появляется патина. Это изумрудно-зелёный налёт, образуемый углекислой солью меди, которая возникает при длительном взаимодействии металла и влажного воздуха, содержащего углекислый газ и различные вещества. Патина придаёт старинным изделиям особый шарм и высоко ценится.

Искусственное патинирование это процесс создания особых декоративных покрытий на бронзе, создание слоя куприта, на котором за 80…100 лет образуется слой благородной патины.

Искусственной также патина считается, если налицо попытка создать ее за короткое время. Способов патинирования множество: запекание монеты в духовке (иногда внутри картофелины), обжигание паяльной лампой, выдерживание в закрытой посуде с измельченными спичечными головками, вымачивание в тонком слое кислот, отбеливателей и содержащих серу химикатов. Такие способы уже более напоминают не просто искусственную, а фальшивую патину. Есть и другие технологии, на реализацию которых требуется времени побольше: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с добавкой серы.
На медных монетах патину получают путем вымачивания в нагретом до 80 градусов растворе, медного купороса и марганцовокислого калия. Часто в монету под струей воды втирают небольшое количество серной мази, после чего смывают остатки мази раствором средства для мытья посуды.
Грейдинговые компании ежегодно разоблачают множество монет с фальшивой патиной (некоторые авторы смешивают понятия и называют фальшивую патину искусственной. Лично мне кажется, что фальшивая патина есть лишь одна из разновидностей искусственной).
Наиболее характерные признаки искусственной патины:
* округлые пятна патины, возникающие в результате того, что используемый краситель ложился неровно;
* цвета, переходящие друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;
* неестественные цвета на серебряных монетах – хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;
* патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;
* патина лежит поверх царапин или других отметин;
* яркие, «фломастерные» цвета патины;
* желто-коричневая, дымчатая окраска.
Искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты. А натуральная в зависимости от личных предпочтений коллекционеров и дилеров может расцениваться как преимущество.

Технология патинирования подбирается индивидуально к различным предметам из бронзы, меди и латуни. Важно также учитывать, где будут располагаться изделия: в помещении или на улице, на какой высоте и при какой влажности.

Назовём ещё способы нанесения искусственной патины.Способы патинирования здесь также различны и более солидны, если можно так сказать: химический, масляный, в автоклаве, в углекислом газе, с погружением в раствор, смачиванием поверхности и так далее. В конечном итоге получаются изделия с красивым и прочным покрытием.

Куприт – закись меди Cu2O кирпично-красного цвета. При нагревании меди сначала образуется куприт, затем сверху черная окись меди CuO. При благородном естественном патинировании образуется зелено-голубая патина, под ней находится тонкий слой куприта, защищающий металл от дальнейшего окисления и разрушения. В современной реставрации после расчистки металла слой куприта наносится искусственно плазменным напылением.
При электрохимическом окрашивании меди в щелочных электролитах на медном изделии нарастает тончайший слой куприта. При необходимости его можно многократно смывать кислотой без ущерба для изделия.

Известно. например, что знаменитый скульптор Роден часто пользовался услугами патинировщиков для придания бронзовой скульптуре нужного оттенка. Вот как описывает этот процесс его современник: патинировщик предварительно протирал бронзу нашатырным спиртом и смачивал её поверхность раствором медного купороса, от чего скульптура преобретала зеленоватый оттенок. После этого бронза смачивалась железным купоросом, придававшим металлу красный цвет. Эти два покрытия на металле обрабатывались нашатырным спиртом, так что оттенок становился лиловым. Наконец, бронза прогревалась паяльной лампой.

На Петербургском монетном дворе, по утверждению знающих людей, в конце 19 века применялся следующий способ патинирования медалей: 500 граммов медной зелени (ярь-медянка, ацетат меди; ацетат — соль уксусной кислоты) и 475 граммов измельченного нашатыря (нашатырь это порошкообразный хлорид аммония; не путать с нашатырным спиртом!) растворяли в 100 граммах уксусной эссенции, затем добавляли два литра воды. Медали кипятились в этом составе 15 минут.

Патины различаются по цвету и по оттенкам. Наиболее распространён тёмно-зелёный цвет патины.

Бывают патины и коричневого цвета, которые считаются наиболее прочными. Оттенки патин разнообразны: коричневые патины бывают желтоватых, красноватых, зеленоватых и других оттенков. Также они бывают светло-коричневые, тёмно-коричневые, прозрачные, блестящие, матовые и так далее. Зелёные и голубые патины имеют оттенки: бирюзовые, синие, серые, изумрудные, желтоватые и другие. Бывает черная патина, образующаяся от сульфида меди. Она имеет оттенки от темно-коричневого до черного. В зависимости от способа получения прочность такой патины различна.

Разные металлы покрываются патиной по-разному. Считается, что патина на серебряных монетах в целом выглядит привлекательнее других. Небольшие количества сероводорода в воздухе приводят к образованию на поверхности монеты сульфида серебра. Альбомы для хранения монет, кожаные кошельки или холщовые мешки могут выделять сероводород. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, малинового, бирюзового, вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов, как правило, имеют черный цвет из-за воздействия содержащих серу аминокислот, которые образуются в результате разложения органики.


Хотя чаще всего патина на серебре – результат реакции с серой, серебро вступает в реакции и с другими веществами окружающей среды. Например, с хлоридами, содержащимися в почве, что проявляется в непривлекательных серых и черных пятнах, слегка выступающих над поверхностью монет. Так образуется так называемое «роговое серебро». Иногда серебряная монета образованием патины обязана металлу, входящему в ее сплав, например меди. Монета, в составе которой присутствует медь, может покрываться зеленым налетом. Медь и ее сплавы – бронза и латунь – более подверженны химическим реакциям.

Коричневая или черная патина на меди вызвана оксидом и сульфидом меди, зеленая и голубая – различными солями меди: хлоридом, ацетатом, карбонатом. «Бронзовая болезнь», проявляющаяся мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, состоит из хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. «Болезнь» заразна, и пораженные ею монеты лучше хранить отдельно от всех прочих.

Старинные бронзовые монеты могут иметь красивую «земляную» или «песчаную» патину. Этот налет песочно-бежевого цвета появляется благодаря микроскопическим крупинкам соли кремниевой кислоты, которые содержатся в песке или песчаной почве.

Золото, наименее химически активный металл, сохраняет свой изначальный вид. Но те золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут быть вызваны медью, плохо размешанной в сплаве.

Никель, как правило, покрывается патиной незначительной, легкой, дымчато-серой. Иногда она бывает бледно-голубого или слегка золотистого оттенков. Никелевые монеты могут окраситься из-за соединений ПВХ (поливинилхлорид, полихлорвинил) при хранении в виниловых холдерах. Радужная патина на никеле, скорее всего, искусственного происхождения.

Цвет патины зависит от толщины и древности окислившейся пленки. Ранняя патина на серебре имеет желтый цвет, впоследствии переходящий в лилово-красный и только позже – в зеленовато-голубой и черный. Монеты разных типов покрываются патиной по-разному, в зависимости от того, каким образом они были изготовлены. Например, на характер патины влияет концентрация кислоты, которой монеты обрабатывали на монетном дворе. А еще совокупность самых различных факторов: трогали ли монеты засаленными пальцами, в футляре из какого материала хранили, при какой влажности и т. д.
Существуют серебряные монеты с некрасивой патиной, которые пострадали в результате обработки тиомочевиной для удаления налета. Вымытые в ней монеты могут выглядеть привлекательно, а передержанные теряют свой блеск и смотрятся безжизненно. Если после обработки монету хорошо не выполоскать, то со временем она может покрыться пятнами и коррозией.

Различают множество разновидностей патины по признаку интенсивности и качества цвета: дикая патина, «пулевая» (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты некоторыми грейдинговыми компаниями оцениваются дороже, что стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.
Мастера придавать «убитым» монетам пристойный вид, а также наводить патину искусственно называют себя «монетными докторами».
Кроме всяческих моральных аспектов, неприятна фальшивая патина еще и тем, что она может маскировать следы более серьезного «лечения» монеты – царапины от неправильной чистки, контактные повреждения и даже запаянные отверстия и трещины.

«Кабинетная патина»
«Кабинетами» в царской России называли шкафчики для хранения и презентации монет. Изготавливались такие шкафчики из ценных пород дерева и отделывались бархатом. «Кабинет» должен был быть под стать коллекции и ее владельцу, поскольку свидетельствовал о высоком статусе и хорошем вкусе. Патина в этих случаях образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались шкафчики-кабинеты. За рубежом термин «кабинетная патина» используется редко.

В начале нашего рассказа мы уже упоминали о том, что, кроме благородных патин существуют также и вредные патины, способные разрушить металл и погубить изделия из него. Например, «дикая» патина, ярко-зелёного цвета, которая образуется на металле в условиях высокой влажности (в приморских городах, где в воздухе присутствует не только влага, но и микрочастицы соли в большом количестве) в результате сильной коррозии медные сплавы превращаются в рыхлую рассыпающуюся массу.

Таким образом, мы видим, что различают очень много разновидностей патины, преимущественно искусственного происхождения. Однако наибольшую ценность представляют монеты с естественной патиной. Такая патина является косвенным подтверждением возраста монеты, участия её в обращении, правильного хранения. Неизбежны факты искусственного патинирования, которые не нужно смешивать с нанесениями фальшивой патины, способной обмануть неопытного нумизмата и спрятать серьёзные недостатки монеты, а зачастую и испортить монеты различной степени ценности и сохранности.

-------
Совершайте выгодные продажи и покупки монет на уникальном монетном интернет-аукционе "Сундук"!
-------
Бесплатный обучающий курс по нумизматическому аукциону "Сундук"

Внимание! 5 убойных уроков для настоящих нумизматов!

Вы не знаете, где и как выгодно приобрести интересующую вас монету?

У вас много повторов, которые вы хотели бы обменять или продать, но вы не знаете где и как это лучше сделать?

Мы готовы вам помочь!

Свежие комментарии